Мой сайт Четверг, 17.07.2025, 16:25

Приветствую Вас Гость
RSS

Главная | Регистрация | Вход
«  Апрель 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Меню сайта
Категории раздела
Новости [146]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Амарей.
  • Подробную.
  • Предстоящие.
  • Главная » 2010 » Апрель » 19 » Телефоны против карт
    10:11
    Телефоны против карт
    А ведь отвлекая консультанта, оператор теряет деньги.Технологии. Новое начинание сторонника прогресса Германа Грефа – возможность платежей со счета в Сбербанке с помощью мобильного телефона – рискует остаться казусом сервиса.

    Сбербанк решил вставить NFC-чипы в телефоны своих клиентов, которые смогут оплатить не только проезд на метро, но и услуги РЖД и, возможно, зайти в гипермаркеты сети «Мосмарт». Системы бесконтактных платежей на базе технологии NFC пришли в Россию в 1999 году в виде бесконтактных билетов на проезд. Среди кредитных организаций первопроходцами стали «Авангард», Банк Москвы, Ситибанк, Альфа-банк, Росбанк, Мастербанк. Мос ковский метрополитен принимает оплату проезда с помощью их карт. Достойных альтернатив NFC пока нет: «”Вымпелком” считает NFC наиболее перспективной технологией в области бесконтактных платежей», – заявляет директор по продуктам «Вымпелкома» Виктор Маркелов. Аналитики Juniper Research считают, что уже в 2014 году NFC-чип появится в каждом шестом, а, может, и пятом телефоне.

    При использовании телефонов важный вопрос – источник средств. Если чип закодирован «под банк», то это банковский счет, если «под оператора» – то деньги будут списываться с абонентского счета у сотового оператора. Естественно, Сбербанк намерен предложить клиентам распоряжаться именно банковскими счетами. «Источником денежных средств может выступать как банковский счет, так и абонентский счет у мобильного оператора, – рассказывает Виктор Маркелов. – Сейчас «Вымпелком» рассматривает возможность своего участия в нескольких подобных проектах». В принципе чип можно разместить где угодно. «Телефон удобен тем, что банк может доставить клиенту какое-нибудь java-приложение», – говорит заместитель директора департамента платежных карт Промсвязьбанка Владимир Старков.

    По оценкам Juniper Research, мировой объем NFC-платежей в 2009 году составил $8 млрд, а к 2014 году превысит $110 млрд. К радужным прогнозам надо относиться с осторожностью, потому что еще в 2007 году ABI Research оценила этот рынок всего в $200 млн с рос том в 15%. По мнению директора по продукту «Tele2 Россия» Романа Володина, на первом этапе востребованность сервиса будет зависеть от стоимости «подключения» к услуге и дальнейшего пользования, потом большую роль будет играть удобство и распространенность услуги. «Потенциально услугой могли бы заинтересоваться до 20–25% абонентов, но для этого ее стоимость не должна превышать стоимость получения и использования дебетовой карты», – отмечает он.

    Затраты. Инвестиции на внедрение системы бесконтактных платежей складываются из стоимости технологии (программное и аппаратное обеспечение), биллинга, считывающих устройств, чипов. Российские банки, обратившиеся к этой технологии, используют чужие разработки, просто адаптируя производство собственных карт под установку чипов. «Покупка или разработка собственной технологии обходится в семизначную цифру в долларах», – оценивает затраты старший вице-президент Ситибанка Михаил Бернер. Сбербанк умалчивает, о чем идет речь – собственном продукте или сотрудничестве. Самыми популярными сегодня банкиры называют две системы бесконтактных платежей: payWave от Visa и PayPass от MasterCard. Сбербанк сотрудничает с той и другой платежными системами. «Скорее всего, это собственная разработка Сбербанка и метрополитена на базе зарубежных аналогов», – считает гендиректор компании «Ситроникс Смарт Технологии» Владимир Гаев. В принципе, стоимость любой транзакционной системы прямо пропорциональна планируемой нагрузке, а Сбербанк – лидер розницы. «Стоимость технологий постоянно меняется в меньшую сторону. Предполагаю, что при массовом развертывании она должна быть сравнима и конкурентна по отношению к уже хорошо знакомым банковским терминалам и картам», – высказывает мнение Роман Володин.

    Биллинговая система также обойдется в миллионы долларов, а ридеры – примерно в $200 каждый. Правда, непонятно, кто будет их закупать – банк или торговые точки. На этом фоне стоимость чипов видится сущей ерундой. «Думаю, чип стоит 2–3 евро», – говорит Михаил Бернер. А чипы, используемые для оплаты проезда в московском метро, обходятся и вовсе в копейки. Так что стоимость «пилота» с 10 тыс. пользователей не может сильно отличаться от проекта с 100 тыс. пользователей. А по оценке Ильи Демина, начальника управления дистанционных каналов обслуживания Барклайс банка, стоимость sim-карты с NFC-чипом составляет $15–20.

    Основной практический вопрос – кто будет вставлять чипы в телефоны. Логично было бы привлечь компанию, чей бизнес ближе к телекому, например сотового оператора. Таким образом, в цепочке банк-клиент может возникнуть новое звено, несущее расходы и претендующее на свою долю дохода. «Оператор может заниматься распространением специальных чипов через свою дистрибьюторскую сеть, возможно появление специальных продуктов и приложений, возникновение конвергентных технологий», – размышляет Роман Володин. Владимир Старков замечает, что Сбербанку было бы удобнее договориться с сотовыми операторами, чтобы они сами встраивали чипы в свои sim-карты. «Но пока даже «Большая тройка» не экспериментировала на эту тему», – говорит он. Илья Демин считает, что основные трудности связаны не с установкой чипа, а с тестированием нового сервиса. По его мнению, многим людям трудно даже обнаружить sim-карту, а у Сбербанка достаточно консервативная, немолодая аудитория. «Думаю, на инициативу откликнутся не более 20%, придется объяснять людям множество нюансов, связанных с различиями моделей, тестированием, – размышляет он. – Если установку и наладку переложить на плечи оператора, то на тестирование будет уходить около 30 минут. С учетом огромного количества ауди тории Сбербанка, даже 20% его клиентов могут «перегрузить» оператора. А ведь отвлекая консультанта, оператор теряет деньги. Поэтому установка и наладка – это сотни рублей. Для Сбербанка это может вылиться в колоссальные затраты».

    Кто кого. Простота сервиса, который намерен предложить Сбербанк, заставляет задуматься, а не вытеснят ли телефонные NFC-платежи расчеты с помощью банковских карт. Банкиры уверенно говорят: ни в коем случае. Основная причина – горячая приверженность наличности, принимаемой везде. Для россиян в регионах, кроме Москвы и Питера, даже банковские карты зачастую кажутся диковиной, что уж говорить о чипах для телефонов. Серьезно относиться к перспективам чипов можно будет только тогда, когда число NFC-ридеров приблизится к числу привычных карт-ридеров (банкоматов и считывателей в торговых точках).

    Второй момент: при использовании чипа достаточно поднести устройство к ридеру, касания, ввода пин-кода не требуется. Отсюда вытекает главное требование защиты – с помощью чипов можно оплачивать только небольшие покупки. «Технология дает возможность оплачивать услуги стоимостью до 50 евро. Типичные адресаты платежей – торговые точки, в которых сумма среднего чека составляет 40-50 евро, например АЗС, но никак не гипермаркеты. Для более дорогих покупок важна полноценная авторизация», – объясняет Михаил Бернер. Поэтому он сомневается, что сеть гипермаркетов «Мосмарт» станет серьезным участником бесконтактной платежной системы Сбербанка. «Технологию NFC можно считать оптимальной и перспективной там, где при платеже не требуются дополнительные действия, кроме подтверждения: транспортные платежи, паркинг. Однако вряд ли это будет удобно в случае покупки каких-либо товаров, оплате услуг, когда нужно сделать выбор, уточнить варианты и количество», – считает Роман Володин. Аналитик Juniper Research Говард Вилкокс считает, что NFC-технология будет преимущественно использоваться для оплаты билетов.

    Опыт развитых стран доказывает правильность такого подхода. Пилотные зоны открыты во Франции, Германии, Польше. В Великобритании технология начала использоваться примерно четыре года назад для оплаты проезда, расчетов на АЗС, но до сих пор основные объемы платежей совершаются через банковские карты.

    Хотя в Японии чипы в сотовых телефонах все же приравняли к банковским картам. Для операций, требующих авторизации, например снятия наличных, телефон просто подносится к банкомату, а дальше общение с аппаратом идет по накатанной схеме: пин-код, «прогулка» по меню и так далее. Владимир Старков считает, что гипотетически чипы вполне могут заменить банковские карты, ведь это всего лишь инструменты. Но все проблемы упираются в платежную систему, и дело отнюдь не в цене. «Рынок уже занят, и новая немассовая платежная система никому не интересна. Давно идут разговоры о создании национальной системы. Но новая платежная система, в том числе с учетом использования технологии NFC, может возникнуть только при условии серьезной господдержки. А регулирующие госорганы пока не могут между собой договориться. Поэтому я не думаю, что платежная система Сбербанка для NFC будет серьезным конкурентом имеющимся вариантам оплаты», – объясняет он.

    Кроме того, сам принцип распространения чипов «защищает» банковские карты от вымирания. В западной практике NFC-чипы выдаются в комплекте с картами. И речи не идет о том, чтобы клиенты приобретали их по отдельности. «Когда встанет выбор между миллионами точек приема карт и тысячами точек считывания чипов, клиент однозначно выберет карту», – объясняет Михаил Бернер.

    Кстати, существует и другая возможность использования NFC в телефонах – приобретение телефона с уже встроенной функцией, примерно как с Bluetooth или Wi-Fi. В этом случае пользователь может «записать» информацию о своих счетах сразу в нескольких банках на sim-карту.

    В России сейчас представлены всего две модели NFC-телефонов – от Nokia и Samsung, их стоимость начинается от $300.

    «Это не массовый сегмент, и тем более не для людей, пользующихся общественным транспортом», – говорит Илья Демин. При этом производители телефонов не торопятся наращивать модельные ряды с NFC. Например, в феврале этого года Nokia отказалась начать производство анонсированной в апреле 2009 года модели 6216.

    Решение объясняется отсутствием массового спроса. Вообще говоря, NFC в платежных сервисах – лишь вариант применения. Если, например, на входной двери установить NFC-ридер, то получаем замок.

    Источник:  http://www.finansmag.ru/9>5932

    Категория: Новости | Просмотров: 361 | Добавил: muchought | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz