Данный аспект является
важным с точки зрения процесса социализации. Социализацию, в том числе
молодежи, следует, очевидно, понимать как двусторонний процесс взаимодействия
индивида и общества, в котором обе стороны являются активными. Будем учитывать,
что человек является не только объектом,
результатом, но и субъектом социализации.
Актуальность
данной темы определяется тем, что молодёжь чаще всего пытается выйти за рамки,
которые устанавливает общество. А поскольку, автостоп явление эскапистское, (т.
е., выходящее за рамки обыденного, рассчитанное на определённый круг людей,
помогающее забыть о насущных, рутинных проблемах), то можно предположить, что
оно помогает молодёжи обрести свободу от различных повседневных проблем. На наш
взгляд, данный вопрос важен для самой молодёжи. Автостопщики, как объекты
анализа, безусловно, интересны для социологов. Однако данное явление исследовано
недостаточно подробно.
Исследование
любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с
необходимостью предполагает, прежде всего конкретизацию самого понятия
«молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся,
другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной
ситуации, в которой живет и трудится молодежь2.
Нетрудно
заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения молодежи социологом
в процессе исследования такого явления как автостоп. Молодежь определяется не просто как возрастная группа, а как
специфическая социально-демографическая группа, которая характеризуется, с
одной стороны, присущими ей психолого-физиологическим>и особенностями,
осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и
включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой - со своей
субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению
общества.
Социология молодежи
очень тесно связана с отраслевыми социологиями военная социология, социология
воспитания, города и т. п. Поэтому проблемы молодежной субкультуры исследуются
как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов
и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими
ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежной
субкультуры во многом связаны и с теми объективными процессами, которые
протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в
обществе пенсионеров, сокращением рождаемости.
Вообще,
молодежные проблемы в России имеют свою
специфику, опосредованы действительностью во всей полноте, той политикой,
которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная молодежь
проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и
формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм
неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и
криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежная
субкультура, в том числе автостоп,
весьма актуальны. Однако, не
стоит проводить тесную взаимосвязь между понятиями субкультуры и современная
молодежь, поскольку молодёжные
субкультуры далеко не всегда являются единственно допустимыми3.
Наблюдается
тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что
проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа
человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса,
в усилении их жестокости, натуралистичности, например в кинематографе, что
противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную
аудиторию. Выявлено, «идолы потребления» (рок-музыканты, астрологи, экстрасенсы
и т. п.) вытеснили «идолов производства» (рабочие, крестьяне, и т.д.) на теле-
и киноэкранах4.
Молодежь, как
наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития
в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до
конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения
времени. И молодежь придумывает свой способ5.
Молодежь,
живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и
его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности
молодежной субкультуры. Любые усилия по коррекции процесса социализации
неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов общества
и прежде всего системы образования, учреждений культуры и СМИ.
Каково
общество - такова и молодежь, следовательно, и молодежная субкультура. Кризис
института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и
инициативности ребенка, подростка, молодого человека со стороны всех
представителей «взрослого» мира, не может не привести, к прагматизму и
социальной неадаптированности - и к проявлениям противоправного или
экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную
молодежь6.
Целью
выпускной квалификационной работы является изучение того, как современное
студенчество относиться к молодежной субкультуре и к автостопу, в частности, с точки зрения социологии. Стоит задача
проанализировать, как изучено это в
социологической литературе, какие проблемы отражены, на что обращено особое
внимание в работах социологического порядка.
Задачами в этой связи
являются следующие моменты:
1. Дать характеристику молодежной
субкультуры; обосновать автостоп, как актуальный вариант молодёжной субкультуры.
2. Определить, что понимается под
понятием студенчество.
3. Определить отношение студенческой
молодёжи к автостопу как к субкультуре.
Объектом исследования
является студенческая молодёжь в
автостопе. Предметом автостоп, как
молодёжная субкультура.
Данная проблема в научной
литературе не рассматривается. Имеющиеся материалы носят, в основном,
маркетинговый характер. В ожесточенной полемике с догматическим восприятием
мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее
самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с различных
точек зрения. И с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентаций, и
мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности. Постепенно
складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно
основания научного знания) и его методология - инструменты сбора и анализа
фактической информации. В 80-е годы значительно расширяются направления
исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность
проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Глава 1. Автостоп как молодёжная
субкультура
1.1. Молодёжные субкультуры Общая
характеристика
У современной
молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд
как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит
удовлетворенность жизнью в целом. Это происходит из-за переоценки ценностей
среди молодёжи. Все больше становится неформальной культуры, носителями которой
выступают неформальные подростковые группы1.
Многие
молодые люди состоят в группировках, которые иногда принимают огромные
масштабы. Одни из них становятся известны и популярны во всем мире, другие -
только в какой-то отдельной стране, городе. Сейчас такие группировки принято
называть модным и красивым словом «субкультура».
Субкультура -
часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой
социальной группе[1].
Субкультура
отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами
поведения, атрибутикой. Различия могут быть достаточно сильными, но субкультура
не противостоит доминирующей культуре. У каждой группы своя культура, нормы,
ценности, правила, обычаи, традиции. Так, например дети аристократов или
представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего
класса тем, что читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на
разные жизненные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой
культурный мир.
Опираясь на имеющуюся
литературу, можно констатировать факт,
что в молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном
поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм, т.е. пассивное
принятие существующего порядка вещей господствующих мнений внутри определённой
группы и в зависимости от субкультурной принадлежности молодых людей.
Субкультуры существуют тогда, когда определённые критерии позволяют отделить
какую-нибудь группу от других.
В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал
неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они
образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% -
девушки[2].
"Уйти в неформалы" побуждают молодых
людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома,
недоверие к взрослым, протест против вранья, которое чаще всего выдают за нормы
и правила в нашем обществе. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что
"не знал, как жить дальше". Наиболее распространенными способами
проведения свободного времени являются "тусовка на своей площадке",
посещение видеосалонов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов,
комедии и эротику.
Молодежная
субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными
заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как
псевдосамостоятельность, подражание отношениям взрослых с системой господства и
доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и
литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство
или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и
совершенствования.
Одним из
способов бегства от действительности, или эскапизма[3], а
также реализации стремления походить на взрослых является употребление
различных наркотических веществ. Молодежь это огромная часть людей нашего
общества. Она не только отличается от взрослых, и от детей, но еще и всячески
подчеркивает это, например, по способам употребления наркотических веществ или
алкогольной продукции. Для молодёжи очень важно быть оригинальной, непростой,
яркой, нестандартной. Она создает свои особенные стили жизни, одежду,
организации, музыку, культуру. Кроме того, она достаточно неоднородна и внутри
себя.
Рассмотрим
некоторые виды молодёжных субкультур, которые способствовали появлению и
развитию новых видов субкультур в конце ХХ, начале ХХI века.
Тэдди-бойз,
первые послевоенные стиляги, выходцы из рабочего класса с незаконченным средним
образованием, неспособные по этой причине получить хорошо оплачиваемые
должности или рабочие специальности, требующие высокой квалификации[4]. Они
просто копировали стиль поведения и одежды молодежи высших слоев общества.
Типичный тэд носил пиджак свободного покроя с бархатным воротничком,
брюки-дудочки, ботинки на резиновой платформе и галстук-шнурок. При всей
своей элегантности эти образы были все же маскулинными, т.е. мужскими с точки
зрения сексологии и психологии. Стремление во что бы то ни стало поддерживать
свой мифический "высокий" статус приводило к конфликтам как между
различными группами тэдов, так и с представителями других слоев общества. В
частности, были столкновения с подростками из обеспеченных слоев, нападения на
респектабельные молодежные клубы. Встречались нападения на иммигрантов.
Позднее, в
середине 60-х годов появились рокеры. Рокеры - выходцы преимущественно из семей
неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных"
семей. Одежда рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие
ботинки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями, мотоцикл -
основной элемент субкультуры рокеров. При вождении широко используются особые
приемы управления мотоциклом - езда на заднем колесе или без рук, часто
устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения
рокеров - мотоклубы. Значимое место в субкультуре рокеров занимает рок-музыка,
прослушивание записей является одним из основных занятий. Особенности поведения
представителей данной субкультуры, в целом составляют тот специфический
маскулинный стиль, который является
принадлежностью неквалифицированной и мало оплачиваемой части рабочего класса.
Одно из проявлений этого стиля - широкое использование кличек вместо настоящих
имен, другое популярность
"физических" способов общения, т.е. всевозможные толчки, удары,
выпады агрессивного типа. Это необходимая составная часть стиля рокеров,
позволяющая им демонстрировать и доказывать свою "мужественность"[5]. В
сущности, факторы маскулинности и феминности являются основой для оценки
«своих» и «чужих» внутри субкультур. Группы рокеров, как правило, имеют
излюбленные участки со своими клубами, кафе, барами, пивными и т.д., которые
регулярно посещают, что составляет, своеобразный ритуал, что-то вроде объезда
своей территории. В настоящее время существует огромное количество различных
моторизованных субкультур, которые точнее было бы назвать уже не рокеры, а
просто «байкеры»7. Среди них могут быть обнаружены
и «классические» рокеры, и панк-рокеры, и продукты эволюции близкой рокерам
субкультуры бритоголовых, и влияния хиппи. Различия определяются особенностями
социального происхождения, половозрастного и этнического состава.
На данный
момент существует так же понятие «бритоголовые» они же скинхэды, которые во
многом схожи с рокерами. По социальному происхождению члены этой группы
преимущественно из среды неквалифицированных рабочих, среди них много
безработных, им свойственен низкий общеобразовательный и культурный уровень,
многие из них из неполных и проблемных семей. Стиль бритоголовых - это большие
грубые ботинки, подвернутые снизу джинсы, выбритые головы. Появление этого
стиля в конце 60-х - начале 70-х годов связано с ухудшением экономического положения,
которое особенно сильно затронуло неквалифицированную рабочую молодежь. Стиль
бритоголовых представляет собой попытку восстановить эти традиционные нормы и
ценности и даже усилить некоторые элементы "родительской" культуры:
консерватизм, тяжелый физический труд, патриотизм, защита местной территории,
этноцентризм8 и неприятие
"чужаков". Основные элементы этого стиля: групповая солидарность;
чувство "своей территории" и маскулинность. По характеру общения
бритоголовые во многом похожи на рокеров - много невербальных реакций,
агрессивность. Этой группе присуща неразборчивость в средствах получения
сильных ощущений - в ход идут алкоголь, стимулирующие наркотики, создание
опасных ситуаций и т.д. Групповая солидарность в ситуации экономического
кризиса приобрела у бритоголовых особенно угрожающие, агрессивные формы -
нападения на «чужаков», активный поиск «виновников» среди этнических
меньшинств, иммигрантов и представителей других субкультур.
Панки -
последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Среди
панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и
низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части
молодежи, оказавшейся в критическом положении. Пусть современный молодой
безработный не испытывает наиболее тяжелых материальных лишений, но
психологические последствия безработицы очень серьезны. Панк-стиль во многом
продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у рокеров и бритоголовых. Низкий
общеобразовательный и культурный уровень, традиционные маскулинные стереотипы,
тесно связанные с агрессивным самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль
во многом строится именно как оппозиция традиционным моральным ценностям.
Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок-эффекты".
Первоначально с этой целью использовался внешний вид - необычные прически и
окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем
были найдены и более сильные приемы воздействия - через темы смерти,
вампиризма, насилия, которые часто затрагиваются в пакн-культуре.
Видное место
в этой субкультуре занимает рок-музыка -
панк-рок. Необходимо отметить, что панк-рок сыграл ведущую роль в
возникновении и распространении панк-культуры; само появление этого направления
рок-музыки отразило особенности экономической ситуации середины 70-х годов.
Темы их песен в большей степени затрагивали реальные проблемы; грамматические
нормы и нормы произношения были приближены к разговорным. Слушатели стали
спонтанно создавать самодельные журналы, освещавшие мир рок-музыки иначе, чем
это делали коммерческие издания.
Движение
хиппи зародилось в 60-х годах в США, в штате Калифорния, и очень быстро
распространилось на весь мир. Хиппи в свое время эволюционировали из битников -
субкультуры среднего класса, которые формируют альтернативные стили жизни и
институты (совместное воспитание детей, свободные школы, эксперименты в
экологии, медицине и т.д.) Важнейшая особенность этих субкультур - это наличие
выраженной в словах и в действиях, идеологии - система взглядов, идей, выражающих коренные
интересы больших обществ групп: народов,
классов, соц. движений9. Основа
мировоззрения хиппи- пацифизм (миролюбие и ненасилие) - один из главных
аспектов идеологии хиппи, отсюда и их аполитичность, игнорирование власти, потому
как, именно правители, по их мнению разжигают войны и заставляют людей воевать
за свои интересы. Для них важен индивидуализм - как реакция на обезличенность
массового общества. Как уже было замечено выше, им характерен отход от
формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими. Поиск глубокого
духовного удовлетворения в творчестве. При выборе работы, критерием является ее
творческий характер, а не оплата. Сознательное упрощение, т.е. сознательно
переходят от обеспеченности к нищете. И как большая часть молодежи с ее
бунтарским характером, протестуют против упорядоченности, стандартизации жизни.
Среди
наиболее ярких особенностей субкультуры хиппи - употребление наркотиков,
сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали, путешествия преимущественно автостопом.
Число употребляемых наркотиков увеличивается вместе с частотой употребления,
чаще встречается полинаркомания (одновременное употребление нескольких
наркотических и других психоактивных веществ). В сфере сексуальных отношений у
хиппи - терпимость к добрачным и внебрачным связям, иногда полигамные
(групповые) отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности. По некоторым
источникам, именно хипповская идея «свободной любви» стала толчком к
сексуальной революции в 60-70-х годах ХХ столетия. Вообще, совместное
проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая
форма поведения не встречается. Коммунальная жизнь хиппи имеет множество
вариантов, отличающихся характером сексуальных отношений, употреблением
наркотиков, участием в общественном производстве10.
В нынешнее время легкий нонконформизм постепенно признается обществом,
все меньше проблем приносит ношение длинного хаера. Фильтр в виде страха
публичного осуждения окружающими - девальвировался. По ходу наблюдений,
оказывается, что к хиппи себя причисляют в основном подростки, которым
недостает силы самовыразиться индивидуально - они сбиваются в группы и вместе
воюют против внешнего мира.
1.2. История зарождения автостопа и его
эволюция
Автостоп, как
массовое движение, зародился в 20-х годах прошлого века в Америке. Его научное
название - Хитч хайкинг(Hitch hiking), что можно перевести как пойманное
путешествие. Позднее, в шестидесятые, автостоп появился в СССР. О своем
существовании заявила межрегиональная организация "Автостоп", в
которой состояло порядка 80 тыс. чел. Но уже в 70-е годы организация прекратила
свое существование, и движение практически замерло. Исключение составляли
отдельные "личности", продолжавшие нелегкий труд путешествия
автостопом. Демократизация вдохнула силы в автостопщиков, зародив новую волну
увлечения. Автостоп постоянно обрастает мифами и стереотипами. Принято думать,
что путешествие автостопом это - отпуск, пустой кошелек, студенчество.
Социально-возрастная амплитуда автостопщиков велика. Путешествуют даже с
маленькими детьми. Сбережения при этом нужны, в том числе, для получения визы.
Находятся люди, путешествующие годами11.
Автостоп
помогает в первую очередь тем, позволяет туристу не зависеть от расписаний и
билетов. Сторонникам автостопа кажется привлекательным неторопливое путешествие
по трассе, наслаждение природой и общением с новыми людьми или старое доброе
путешествие в вагоне или в салоне самолета.
Категория: Новости |
Просмотров: 422 |
Добавил: muchought
| Рейтинг: 0.0/0